О компании

Киностудия «УЗБЕКФИЛЬМ»

История узбекского кино



Первые демонстрации кинофильмов состоялись в Ташкенте в 1897 г, в 1924 г. было организовано русско-бухарское товарищество «Бухкино», которое выпустило в 1925 году ряд документальных фильмов и с киностудией «Севзапкино» - художественный фильм «Минарет смерти». В этом же году «Пролеткино» и «Бухкино» выпустили художественный фильм «Мусульманка». Оба фильма были поставлены русскими режиссерами и операторами, с участием русских актеров. В 1925 году организован трест «Узбекгоскино» и открыта кинофабрика «Шарк Юлдузи» (с 1958 года киностудия «Узбекфильм»), которая в этом же году выпустила ряд документальных, научно-популярных фильмов и одну художественную картину «Пахта-Арал». Затем были сняты фильмы, посвященные актуальным для Узбекистана проблемам – раскрепощению женщин, земельно-водной реформе: «Вторая жена», «Шакалы Равата» и «Чадра» (1927 г.), «Крытый фургон» (1928 г.), «Дочь святого» (1931 г.), «Рамазан» (1933 г.). В фильме «Подъем» (1931 г., реж. Н.Ганиев) впервые в узбекском кино показана индустриализация республики. В первой половине 30-х годов были созданы первые исторические фильмы – «Тонг олдидан» («Перед рассветом», 1933 г., реж. С.Ходжаев) и детский «Клыч» (1936 г., реж. Ю.Агзамов). Фильм «Йигит» («Джигит», 1936 г., реж. Н.Ганиев) заканчивает начальный этап развития узбекской кинематографии. 
В период немого кино большую помощь развитию узбекской кинематографии оказали режиссеры О.Н.Фрелих, К.Гертель, М.Доронин, Н.Н.Кладо, операторы А.Дорн, А.Булинский, Ф.Верига-Даровский, В.Шевченко, В.Тимковский и др. За эти годы в республике выросла плеяда молодых деятелей национального киноискусства: Н.Ганиев, К.Я.Ярматов, М.К.Каюмов, Ходжаев, Э.Хамраев, Ю. Агзамов, А.Саидов и др.
Творчество узбекских кинематографистов и усовершенствование съемочной техники подготовили базу для перехода к звуковому кино. Первый узбекский звуковой фильм «Клятва» (1937 г., реж. А.Г.Усольцев) показывал жизнь узбекского кишлака, становящегося на путь коллективизации, ожесточенную классовую борьбу, развернувшуюся вокруг земельно-водной реформы. Авторам удалось реалистически показать быт народа, живые и непосредственные характеры дехкан. В фильме раскрылось дарование актеров Я.Бабаджанова, А.Исматова, Л.Сарымсаковой, Р.Пирмухамедова. Звуковой фильм «Азамат» (1940 г., реж.А.В.Кордюм) также посвящен жизни узбекского кишлака. В нем много удачно найденных жизненных деталей, фильм насыщен народном юмором. Фильм «Асаль» (1940 г., реж. М.Егоров, Б.Казачков) рассказывал о людях первого в Узбекистане текстильного комбината, о становлении новых производств, отношений. Сценарий был написан Комилом Яшином. В фильме много народной музыки и песен. Главную женскую роль исполняла Халима Насырова
В годы Второй мировой войны в Узбекистан были эвакуированы киностудии других республик. В Ташкенте работали кинематографисты Москвы, Ленинграда, Киева. Содружеством различных студий были созданы фильмы «Два бойца», «Александр Пархоменко» (реж. Л.Д.Луков), «Человек № 217» (реж. М.И.Ромм), «Насреддине в Бухаре» (реж. Я.А.Протазанов). Узбекские кинематографисты сняли также кинофильмы и киноконцерты: «Мы победим!» (реж. К.Ярматов), «Отважные друзья» (реж. Н.Ганиев), «Друзьям на фронте» и «Подарок Родины» (реж. К.Ярматов).
В 40-е годы созданы фильмы, ставшие крупной победой узбекской кинематографии: «Тахир и Зухра» (1945 г.), «Похождения Насреддина» (1947 г., реж. Н.Ганиев), «Алишер Навои»  (1948 г., реж. К.Ярматов). Решенные в строгой реалистической манере, эти фильмы отразили жизнь и нравы далеких эпох, сложные внутренние процессы общественной жизни. Событиям современности, судьбе передовой девушки-хлопкороба посвящен фильм «Дочь Ферганы» (1948 г., реж. Н.Ганиев).
В 50-е годы в продукции Ташкентской киностудии значительное место заняли фильмы, посвященные актуальным вопросам: «Сестры Рахмановы» (1955 г.) и «Когда цветут розы» (1959 г.) –  (реж. К.Ярматов), «Во имя счастья» (1957 г.), «Очарован тобой) (1959 г.) – (реж. Ю.Агзамов), «Второе цветение» (1960 г., реж. Л.Файзиев). В исторических фильмах «Авиценна» (1957 г., реж. К.Ярматов), «Священная кровь» (1956 г., реж. Л.Файзиев), «Фуркат» (1959 г., реж. Ю.Агзамов) показана жизнь узбекского народа в далеком прошлом.
60-е годы отмечена рядом достижений в области кино. 1959 году узбекские мастера кино получили новое здание киностудии «Узбекфильм», где рядом с представителями старшего поколения – К.Ярматовым, З.Сабитовым, Ю.Агзамовым, М.Краснянским, Н.Рядовым, В.Синиченко, В.Еремяном начали творческую деятельность режиссеры Ш.Аббасов, А.Хачатуров, А.Хамраев, Д.Салимов, Р.Батыров, Х.Ахмар, У.Назаров, А.Акбархаджаев, Э.Ишмухамедов, К.Камалова, операторы Х.Файзиев, Д.Фатхуллин, Л.Травицкий, Т.Эфтимовский, художники Э.Калантаров, Е.Пушин, Н.Рахимбаев и др. Кинематографию этого периода характеризуют многообразие тематики фильмов, обилие жанров и направлений. В фильмах на современную тематику стали подниматься важные морально-этические проблемы: «Птичка-невеличка» («Синчалак») (1961 г., реж. Л.Файзиев), «Жизнь прошла ночью» (1966 г., реж. У.Назаров), «Белые, белые аисты» (1967 г., реж. А.Хамраев), «Нежность» (1968 г.), «Влюбленные» (1969 г., реж. Э.Ишмухамедов), «Ждем тебя, парень) (1972 г., реж. Р.Батыров). Были созданы исторические фильмы «Звезда Улугбека» (1965 г., реж. Л.Файзиев), «Минувшие дни» (1970 г., реж. Ю.Агзамов). Впервые были созданы фильмы о подвиге узбекского народа в годы Второй мировой войны: «Ты не сирота» (1963 г., реж. Ш.Аббасов), «Яблоки сорок первого» (1970 г., реж. Р.Батыров), «Возвращайся с солнцем» (реж. Л.Файзиев) и др. С 1965 г. киностудия «Узбекфильм» выпускает мультипликационные фильмы, с 1966 г. выходит сатиристический киносборник «Наштар» (6 выпусков в год).
В исторических лентах «Одна среди людей» (1974 г., реж. К.Ярматов), «Человек уходит за птицами» (1976 г., реж. А.Хамраев), «Абу Райхон Беруни» (1975 г., реж. Ш.Аббасов), «Юность гения» (1983 г., реж. Э.Ишмухамедов), разных по жанру, раскрыты страницы истории узбекского народа, созданы образы исторических личностей – поэтессы Надиры, поэта Мушфика и ученых Беруни и Авиценны. Интенсивное развитие получает и детское кино. Фильм «Ласточки прилетают весной» (1975 г., реж. Х.Ахмар), «Горькая ягода» (1977 г., реж. К.Камалова), «Озорник» (1977 г., реж. Д.Салимов), «Ясные ключи» (1979 г., реж. А.Акбархаджаев) и др., прививают уважение к историческому наследию, в увлекательной форме ставят вопросы бережного отношения к природе, учат понимать и ценить красоту. В 70-е годы были созданы фильмы совместно с киностудиями зарубежных стран: с Болгарией – «Повесть о двух солдатах» (1977 г., реж. Сабитов), Югославией – «Любовь и ярость» (1979 г., реж. Р.Батыров, Ж.Ристич), с Индией – «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1980 г., реж. Л.Файзиев, У.Мехра). В 1975 году на киностудии «Узбекфильм» создана сценарная мастерская.
В период независимости киностудией «Узбекфильм» созданы картины, которые участвовали на различных Международных кинофестивалях и добились признания во многих странах мира. Фильм «Женский пастух» (реж. Ю.Разыков) стал обладателем Гран-При Московского Международного фестиваля в номинации «За лучший сценарий». 
Также на киностудии «Узбекфильм» были созданы такие фильмы, как: «Великан и коротышка» (реж. Дж.Касымов), «Мальчики в небе» (реж. З.Мусаков), «Черная грива» (реж. Б.Адылов), «18-й квадрат» (реж. Дж.Касымов), «Родина» (реж. З.Мусаков), «Нам жить дальше» (реж. Ф.Файзиев), «Забаржат» (реж. Б.Адылов), «Дом под кривой луной» (реж. З.Мусаков), «Смешались воды неба и земли» (реж. Дж.Касымов) и др.